*****3 февраля родился Эрик П. Маккормак (второе годовое кольцо)*****

3 февраля родился Эрик П. Маккормак (род. 3 февраля 1938) — канадский писатель шотландского происхождения. Известен своими  романами «Мистерия», «Летучий голландец», «Мотель „Парадиз»», «Первая труба: К бою против чудовищного строя женщин» и др., в которых, в поисках героями своей идентичности и личностного смысла, смешиваются абсурдизм и экзистенциализм, детектив и готические ужасы.
 

Вступлением к знакомству с творчеством Эрика Маккормака можно взять первый абзац его романа «Мистериум»:
Ты, кто это читает, — не бойся. Осторожно склонись над книгой — нос в полудюйме от страницы, не больше. Вдохни. Вдохни еще раз. Чуешь запах тлеющего угля, аромат засохшего папоротника и вереска — все, что мартовский северо-восточный ветер доносит сюда, на север этого Острова? Чувствуешь — к ним примешано нечто странное; запах, не похожий на те, что встречались тебе прежде?
Чувствуешь? Хорошо. Может быть, еще не все потеряно.
Но если, читатель, ты обоняешь только бумагу и переплет — марлю, обрез, клей, коленкор, типографскую краску… В общем, если ты чуешь только книгу, будь осторожен. Для тебя, возможно, все уже кончено.
От романов Маккормака обычно остается настроение, примерно как после прочтения этой цитаты.

Еще интересные цитаты из произведений Эрика Маккормака:
***
Когда ты молод, тебе кажется, будто перед тобой миллион дорог.. Ты уверен, что сможешь сделать все, что захочешь, уверен в своей уникальности. Но когда становишься старше и оглядываешься назад, видишь, что жизнь твоя сложилась примерно так же, как у других. Канат господень! Как будто все устроено заранее, все предсказуемо. Тут-то и призадумаешься, есть ли у нас вообще выбор.
***
..Подлинно мудры те, кому хватает мудрости не лишаться наивности. Когда я целиком это постигну, завершу ли я наконец мое ученичество?
***
Разум – сам себе пространство, и в себе создаст из Рая Ад и Рай из Ада.
***
Твоя собственная жизнь кажется тебе хаосом – ты внутри нее и так поглощен подробностями, что теряешь надежду найти в ней хоть какой-нибудь разумный порядок или смысл. В то время как посторонний – наблюдатель твоей жизни – способен двигаться и, если повезет, сможет найти точку, с которой нужно смотреть на твою жизнь, чтобы понять ее смысл; сможет заметить тенденции, симметрии и совпадения, которые ты сам, возможно, увидеть не способен.
***
..Бесполезно искать причины и следствия. Я думаю, ретроспективный взгляд нередко осмысливает прошедшие события, цепляя к ним причины – выдуманные, либо весьма легковесные.
***
Я в жизни хотела безопасности. Но такое было не для него. Он говорил, что не желает зубрить жизненные пути наизусть; он будет наслаждаться тайнами. Он был влюблен в эти свои тайны.
***
Жизнь человека может быть ложью, а его истории – абсолютной правдой
***
Вытаскиваешь себя из постели каждое утро, съедаешь тост, пьешь кофе, идешь за письменный стол в готовности действовать. Но это лишь начало. Затем нужно заново собрать свой вымышленный мир и – что труднее всего по утрам – разбудить своих персонажей. Часто они даже более сонные, чем ты сам, и упрямые, как кошки. Иногда нарочно не напомнят, что делали накануне, или сменят имя, чтобы тебя запутать. И так далее. Да, все эти усилия порой очень раздражают.
***
Что если Рай – всегда там, где ты находишься, только человеку почти непосильно это понять? И ты не обретешь его, пока не сумеешь полюбить другого человека и довериться ему; и тогда, где бы ни находился, там и будет Рай?
***
Слова — это любовный сок мозга. О чем бы мужчина ни говорил с женщиной, он все равно занимается с ней любовью
***
– По правде сказать, чересчур много людей живут так, словно они – персонажи романа. И поверить не могут, когда сюжет оборачивается против них…Всякая женщина думает, будто она – героиня «Красавицы и чудовища». Конечно, мужчинам это на руку. Что бы мужчина ни сделал, она все-таки не поверит, что ее Чудовище – всего-навсего чудовище и уж никак не принц.
***
Очень легко идеализировать чужую культуру на расстоянии. Но все выглядит иначе, как только оказываешься внутри.
***
По-моему, одного-единственного человека любить гораздо труднее, чем всех на свете.
***
Как странно, что младенцы часто похожи друг на друга, старики — тоже. В случае с младенцами, жизнь еще не имела возможности поставить на них знаки отличия, а у очень старых людей годы стерли большую часть отличительных черт.
***
Он утверждал, что религия была выдумана слабейшими из людей – теми, кому необходимо верить в божественный порядок во всем. Они должны всегда и везде находить свидетельства этого порядка – и лишь тогда могут гордиться своей правотой. С другой стороны, сильнейшим из людей никакая религия не нужна.
***
Прошлое странным образом находится в глубокой зависимости от будущего.
***
Мы все знаем, что важнее всего то, чего мы не говорим. А почти все, что мы говорим, — всего лишь камуфляж, или, может быть, доспехи. Или, быть может, повязка на рану.
***
Если вырос в раю, этот рай кажется тебе скучноватым. Рай всегда не здесь, а в другом месте.
***
– Разве настоящая любовь не означает, что ты можешь раскрыть свою душу человеку, которого любишь, и он или она будет любить тебя от этого еще больше?
– Может быть, все наоборот, – сказала она. – Может, для этого нужно сначала полюбить человека, до того, как ты многое узнаешь о нем. А потом, какие бы открытия ни произошли, любовь будет слишком сильной, чтобы из-за них разрушиться.
***
Благодаря своей профессии я узнал, что богатство и успех могут сделать привлекательными даже самых порочных преступников, и в то же время их жертвы часто обезображены своими страданиями. Вот ведь ирония. Неприятные люди особо не вызывают сочувствия.
***
Мы делаем что можем, и это не всегда совпадает с тем, что мы хотели бы делать.
***
Биография
Эрик Маккормак родился 3 февраля 1938 года в обедневшем промышленном городке Беллсхилл в Шотландии, недалеко от Глазго, где его отец работал на сталелитейном заводе. Маккормак получил степень магистра английской литературы в Университете Глазго, затем преподавал в средней школе шахтерского городка Мюиркирк в Шотландии.
В 1966 году уехал в Канаду для научных изысканий в университете Манитобы, защитил докторскую диссертацию по энциклопедическому труду английского священнослужителя, писателя и ученого Роберта Бёртона (1577 — 1640), «Анатомия меланхолии» (полное название — «Анатомия меланхолии, всё о ней: виды, причины, симптомы, прогнозы и некоторые лекарства. В трех частях со своими секциями, разделами и подразделами. Философично, исторично. Просто и понятно» — одно из самых известных (и объёмных) произведений английской прозы эпохи барокко.
Гигантский том толщиной в 900 страниц был опубликован в 1621 году под псевдонимом Демокрит Младший. Роберт Бёртон продолжал дополнять и дописывать книгу до самой смерти в 1640 году. Изначально он ставил перед собой цель, проанализировать меланхолию, исследовать её причины и следствия, а заодно рассеять меланхолию (как собственную, так и читательскую) занимательным рассказом о ней. Итоговая книга носит энциклопедический характер, черпая примеры меланхолии из почти всех областей человеческой деятельности и знания начала XVII века).
К этому тексту, он затем часто обращается в своих произведениях.
С 1970 года преподает в Университете св. Джерома в Ватерлоо, Онтарио. Специализируется на литературе XVII века и современной беллетристике. Пишет рецензии для «The Globe and Mail», часто выступает с лекциями и чтениями на различных фестивалях в Харборфронте, Ванкувере, Оттаве, в публичных библиотеках и книжных магазинах. Одним из своих самых любимых произведений он называет «Александрийский квартет» Лоренса Даррела.
Литературную карьеру Маккормак начал с рассказов, они появлялись в журналах. Большая часть из них составила в 1987 году первую книгу писателя — сборник «Проверка хранилищ», попавший в шорт-лист Commonwealth Writers Prize. Этот сборник являл собой своеобразную мозаику мрачных, гротескных, и просто странных. Несколько рассказов вошли в различные антологии, в частности в«Canadian Mystery Stories», «The Oxford Book of Canadian Detective Fiction» и «The Oxford Book of Scottish Short Stories». Также на протяжении многих лет Эрик Маккормак писал стихи.
Впоследствии автор начал заниматься в основном крупной формой, и некоторые старые истории были включены в его романы в переработанном виде. Но и в романах Маккормак тяготел к готике, сюрреализму, ярким и фантастическим сюжетам, переплетению загадок, показав себя изобретательным фабулистом, неутомимым баснописцем и выдумщиком. Его вещи — это, прежде всего, литературоцентричные головоломки, и их трудно в полной мере отнести к современному магическому реализму, но они всегда стоят на грани реальности и фантасмагории.
Первый роман «Мотель „Парадиз»» вышел в феврале 1989 года, и Маккормак оказался в центре пристального внимания критиков. Год спустя книга получила награду Шотландского совета по искусству. С тех пор были опубликованы еще три романа. В 1990 году Эрик Маккормак был номинирован на People’s Prize по художественной литературе, а в 1999-м получил главную литературную награду 11-го фестиваля искусств Китченера-Ватерлоо. Роман «Первая труба к бою против чудовищного строя женщин» номинировался на GovernorGenerals Award по разделу прозы. Новый виток популярности пришел к писателю с чарующим и необычным романом «Летучий Голландец» гимном многообразию и проникновенным размышлением над природой любви. В 2003 году эта книга была номинирована на Книжную премию Торонто.
Произведения Эрика Маккормака переведены на многие языки.