*****28 января родился Василий Ключевский*****

28 января родился Василий Осипович Ключевский (16 [28] января 1841 года, село Воскресеновка, Пензенской губернии — 12 [25] мая 1911 года, Москва) — один из самых выдающихся русских историков, профессор Московского университета и Московской духовной академии; академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским, тайный советник. Создатель исторической научной школы. Наиболее известен его обобщающий «Курс русской истории». Писал о событиях и фактах российской действительности увлекательно и доступно. Один из самых интересных, едких и парадоксальных афористов России.
 
Мысли и афоризмы Ключевского — блестящего мастера слова — отражают его размышления о науке, жизни, человеческих достоинствах и недостатках:
**
Высшая степень искусства говорить — уменье молчать.
**
Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
**
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
**
Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы — нет.
**
Было бы сердце, а печали найдутся.
**
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
**
Хитрость не есть ум, а только усиленная работа инстинктов, вызванная отсутствием ума.
**
Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным.
**
Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный.
**
Прямой путь — кратчайшее расстояние между двумя неприятностями.
**
В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить.
**
Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким.
**
Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.
**
Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
**
Самый непобедимый человек — это тот, кому не страшно быть глупым.
**
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
**
Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.
**
Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
**
Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.
**
Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека.
**
Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
**
Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
**
Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
**
Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.
**
Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?
**
Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Под холодной веселостью часто скрывается теплая грусть, как альпийский лед прикрывает нежный подснежник. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего.
**
Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
**
Бедные люди могут иметь нравственные правила, но не должны иметь воли: первое спасает их от преступлений, второе — от несчастий.
**
Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности.
**
Поэзия разлита в обществе, как кислород в воздухе, и мы не чувствуем ее только потому, что ежеминутно ею живем, как не ощущаем кислорода потому, что ежеминутно им дышим.
**
Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.
**
Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость.
**
Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чём может оно состоять.
**
Люди думают умнее животных; но они были бы больше людьми, если бы жили так же глупо, как живут животные.
**
Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
**
В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
**
Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник или доносчик.
**
Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
**
Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди; то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами.
**
Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
**
Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.
**
Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
**
Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная — ждет его.
**
Семейные ссоры — штатный ремонт ветшающей семейной любви.
**
Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.
**
Красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, смелых боятся, но выходят замуж охотно только за сильных.
**
Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишену обоняния.
**
Когда дурак начинает считать себя остроумным, количество остроумных людей не увеличивается; когда умный человек признает себя остроумным, всегда становится одним умным меньше и иногда одним остроумным больше; когда остроумный начинает считать себя умным, всегда одним остроумным становится меньше и никогда не бывает одним умным больше.
**
Умный спросил глупого: «Когда Вы скажете что-нибудь умное?» — «Тотчас после Вашей первой глупости», — отвечал глупый. — «Ну, в таком случае нам обоим придется ждать долго», — продолжал умный. — «Не знаю, как Вы, а я уже своего дождался», — закончил глупый.
**
Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
**
В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли
**
Бесплодность полицейских мер обнаруживала всегдашний прием плохих правительств — пресекая следствия зла, усиливать его причины.
**
Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
**
Есть люди, главное достоинство которых в том, что они молчат.
**
Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
**
Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить
**
Когда актёр не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя.
**
Кто из людей презирает людей, должен презирать и себя самого, потому презирать людей вправе только животные.
**
Лучше быть историческим Дон-Кихотом, чем чистым, математическим дураком.
**
Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свои обещания гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
**
Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения.
**
Пролог ХХ века — пороховой завод, эпилог — барак Красного Креста.
**
Русский культурный человек — дурак, набитый отбросами чужого ума.
**
Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена — несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.
**
Женщина плачет, потеряв то, чем долго наслаждалась; мужчина плачет, не достигнув того, чего долго добивался. Для первой слезы — вознаграждение за потерю, для второго — награда за неудачные усилия и для обоих — утешение в несчастии.
**
Талант — искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим.
**
Театральные слёзы отучают от житейских.
**
Тот, кто не любит брать в долг, тот не умеет обязываться.
**
История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков.
**
Бездарные люди — обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.
**
Вера в жизнь посмертную — тяжёлый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть
**
Когда не поймешь, добрый ли человек или злой, можно смело сказать, что он — несчастный
**
Психология, призванная стать наукой о душе, стала наукой об ее отсутствии
**
Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.
**
Самое умное в жизни — всё-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни
**
Смерть — величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.
**
Человек — это величайшая скотина в мире.
**
Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу.
**
Для сознания достаточно известного усилия мысли и памяти, чтобы понять и запомнить истину. Но этого очень мало, чтобы сделать истину руководительницей воли, направительницей жизни целых обществ. Для этого нужно облечь истину в формы, в обряды, в целое устройство, которое непрерывным потоком надлежащих впечатлений приводило бы наши мысли в известный порядок, наше чувство в известное настроение, долбило бы и размягчало нашу грубую волю и таким образом, посредством непрерывного упражнения и навыка, превращало бы требования истины в привычную нравственную потребность, в непроизвольное влечение воли. Сколько прекрасных истин, озарявших дух человеческий и способных осветить и согреть людское общежитие, погибло бесследно для него только потому, что они не успели вовремя облечься в такое устройство и помощью его не были достаточно разучены людьми!
**
Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом. Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что задняя мысль.
**
Биография
Родился в семье сельского священника Осипа Васильевича Ключевского (1815—1850).После смерти отца, семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился сначала в приходском, а затем в уездном духовных училищах, после окончания которого в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако после чуть более четырех лет учёбы отчислился из неё, не закончив. В 1861 году уехал в Москву, где поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Окончив университет (1865), по представлению С. М. Соловьева, был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию.
Кандидатская диссертация: «Сказания иностранцев о Московском государстве»; магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), докторская диссертация: «Боярская дума Древней Руси» (1882).
После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете. С 1882 года — профессор Московского университета. Параллельно основному месту работы читал лекции в Московской духовной академии и Московских женских курсах, организованных его другом В. И. Герье. В период 1887—1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором университета.
В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук.
В 1893—1895 годах по поручению императора Александра III читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу.
В 1899 году вышло «Краткое пособие по русской истории», а с 1904 года издавался полный курс. Всего вышло 4 тома — до времени правления Екатерины II.
В 1905 году Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий.
Умер 12 (25) мая 1911 в Москве. Похоронен на Донском кладбище в Москве